15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей!

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей!
фото интернет

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day), проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Ф.Кеннеди (John F Kennedy) в Конгрессе США в 1962 году.

Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:

— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор и 
— право быть услышанным.

Позднее к ним добавились еще четыре:

— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей и 
— право на здоровую окружающую среду.

Как это происходило и под чьим влиянием читайте в увлекательной статье журналиста, правозащитника Анатолия Ряснянского:

Счастлив тот, кто смело берет под свою защиту то, что любит…

                                            (Овидий)

Нужен ли Украине Ральф Нэйдер?

Нет в Америке более престижной профессии, чем юрист… Попав в их число, знаешь: путь наверх открыт. Но молодой юрист Ральф Нэйдер, имевший все для вполне традиционной карьеры, избрал иной путь.

Он любил путешествовать по стране. Но не имел своей машины — случай нечастый для самой великой автомобильной державы. Сыну двух иммигрантов из Ливана, владельцев ресторанчика в штате Коннектикут, приходилось гораздо труднее других своих коллег, и он пользовался «автостопом».

Чего только не услышишь от водителей грузовых машин за долгие часы пути… И еще: в автокатастрофах погибли несколько его друзей. Почему так много аварий? Неужели только из-за небрежности, алкоголя, трагического стечения обстоятельств? Опытные водители были другого мнения. Машины делают так, говорили они, что катастрофа неизбежна. Так почему все об этом молчат?

Ральф Нэйдер засел за техническую литературу, получил – самоучкой – еще одно образование.

В это время ряд сенаторов готовят слушания, направленные против произвола автомобильных корпораций. И в этот момент выходит книга Р.Нэйдера, подтверждающая на большом документальном материале сомнения многих: пренебрежение качеством дорого обходится потребителям!

Поначалу печатать эту книгу «Опасно на любой скорости» никто не хотел. Свяжешься со всемогущей корпорацией «Дженерал моторс», и раздавят тебя без следа… Ведь в исследовании утверждалось, что машины производства этой фирмы марки «Корвэйр» — «убийцы на колесах», что недаром они так часто переворачивались без особой на то причины, что сама конструкция дефектна и чревата катастрофой. Красивы, ничего не скажешь, эти модные спортивного типа машины для молодых любителей быстрой езды, но желание сэкономить на качестве ради эффектного стиля и шика дало на этот раз особо опасный результат. Между тем не было в тот момент в мире более богатой, крупной и сильной корпорации, чем «Дженерал моторс», бюджет которой превосходил годовые доходы почти любого государства мира. Бросить ей вызов? И нашелся в Нью-Йорке смельчак, владелец крошечного издательства. Книга вышла, однако ни рецензий, ни успеха, ни тиражей, зависящих от спроса, ни солидных гонораров она не принесла автору.

Книгу его конечно же заметили в самой корпорации. Как посмел?! Были наняты сыщики из частного сыскного агентства, руководимого неким Винсентом Джилленом, бывшим агентом ФБР. Указания: раздавить, затоптать в грязь, уничтожить если не физически, то так, чтоб уже не поднялся. Средства любые.

Альтруизм молодого юриста был руководителям «Джи-Эм» совершенно непонятен. Они предполагали, что его подкупили конкуренты, желавшие опорочить более сильного соперника. Нэйдеру «подставляли» то проститутку, то гомосексуалистов, «пробовали» на наркотики, на любой мыслимый порок, следили за каждым его шагом, цинично и грубо преследовали… Помогли воля, проницательность юриста, превратившие его из жертвы в преследователя (он даже сумел получить от преследовавших его агентов нужные ему показания).

Шел 1966-й год. В Капитолии начались слушания по проблемам автопромышленности, их передают по телевидению, за ходом дебатов следит вся страна. Ведь число убитых в катастрофах уже перевалило за 40 тысяч в год, ни одна война в истории США не приносила такого количества жертв. А ранения, увечья, материальный ущерб? Кто может остаться равнодушным к этой общенациональной проблеме?

На телеэкране – 31-летний юрист, искренний, взволнованный, рассказывающий об ошеломительных выводах, которые он изложил в книге (она тут же стала бестселлером),  о том, как его пытались уничтожить за правду. Вопрос председательствующего к Джейсу Рошу, президенту «Джи-Эм»: «Это правда?» Тот все начисто отрицает. -Нет, книжка клеветническая, Нэйдера подкупили, да и никакого преследования не было…

Но факты неотразимы. Америка потрясена: неужели корпорация пала так  низко? И неужели этот мальчишка положил на обе лопатки Голиафа современного промышленного мира?

Юрист стал героем дня. Корпорация опозорена. Ей приходится прекратить выпуск «опасных для любой скорости» машин, она вынуждена судиться с юристом, оценившим свою репутацию, доброе имя в 26 миллионов долларов и подавшим иск против «Джи-Эм» на эту сумму. Он не выиграл дело, но и не проиграл: корпорация, почувствовав, что процесс ей слишком дорого обойдется (не только в материальном, но и в моральном плане, из-за скандальной славы), в конце концов, предложила ему «мировую» — порядка полумиллиона. После вычета налогов Р. Нэйдер получил 280 тысяч долларов.

Полученные средства Р. Нэйдер использовал для того, чтобы создать целую сеть организаций, борющихся против произвола корпораций. С тех пор и существует в США мощная «адвокатура потребителей». Один из самых популярных в стране людей (опросы не раз включали его в десятку самых почитаемых и известных), он неустанно пишет книги, статьи, читает лекции.

Общественная защита прав и интересов потребителей существует в США давно, проводятся испытания качества товаров и сравнительные их характеристики, оценки публикуются в журнале Союза потребителей США «Консюмер рипортс». В школах и на различного рода курсах для взрослых внедрены учебные программы по воспитанию рациональных навыков потребления… В изданиях консюмеристских организаций (от английского «консюмер» — потребитель) есть и юридические советы – как не дать себя обмануть, как взыскать ущерб, обменять товар, к кому обратиться с жалобой.

Но что же изменилось с появлением на сцене Нэйдера? Очень многое. Чтобы это понять, нужно сделать еще одно отступление.

Мы только сегодня по настоящему осознаем, что диктат производителя порождает целый комплекс негативных явлений, болезненно влияющих на интересы и благосостояние общества. Чего стоят одни только монопольные цены! При отсутствии законного надзора и должной конкуренции неизбежно падает качество продукции и рынок затопляют ненадежные и опасные товары, фальсифицированные пищевые продукты, непроверенные лекарства, что чревато массовыми отравлениями и эпидемиями, анархией на рынке – и, конечно же, падением жизненного уровня.

Не надо никаких иллюзий: подобные явления происходят, могут происходить при любой системе социально-экономических отношений. Ибо при отсутствии контроля, при всевластии производителя тот старается максимизировать прибыли, сократить производственные расходы. И все это за счет потребителя, в ущерб его интересам.

Раннекапиталистический путь Америки  (как сейчас – Украина) развивался именно так. Обдирали, как липку, своих пассажиров первые железнодорожные компании, ведь они не знали конкурентов, и борьба против их произвольных цен (включая перевозку грузов) стала первым полем битвы возникшего еще в 19 веке движения, предшественника консюмеризма. И такие же вспышки потребительского протеста происходили не раз, они заканчивались учреждением все новых федеральных агентств, принятием ограничительных законов и «демонополизацией» на рынке. Восстанавливалось относительное равновесие, но ненадолго.

Болезнь была одна и та же. Новые контрольные органы рьяно брались за дело, но постепенно сползали к откровенному попустительству корпорациям.  Чиновников покупали взятками и переманивали к себе, использовали их влияние и связи, ведь у корпораций были деньги, и какие!

В какой-то мере уравновешивали этот произвол и организации потребителей. Но принимаемые ими меры (информация и просветительство, иски к отдельным компаниям по поводу злоупотреблений, законодательный нажим) давали лишь паллиативный эффект.

Тут-то и появился с совершенно новыми идеями Ральф Нэйдер.

Ральф бросил вызов корпоративной Америке – всей сразу! Возглавляемые им организации подавали иски к изготовителям хлама и брака не от имени одного или даже группы обиженных потребителей, а от лица «общества в целом».

Печать была заполнена разоблачительными материалами – и американцы пришли в ужас, узнав как сильно и часто их обманывают. Надувательство в колоссальном масштабе! Автосервис и продажа в кредит, торговля и реклама, сбыт и ремонт бытовых товаров, практика расфасовки и маркировки пищевых товаров, предприятия сферы питания, коммунальные услуги – эти и многие другие сферы производства и распределения товаров и услуг нуждались в коренной реформе, строгом контроле. Согласно данным одного из органов Конгресса, потери американцев за полученные ими, но некачественные, «неработающие» или вовсе «недополученные» товары ежегодно составляли порядка 200 миллиардов (!!!) долларов – сумму поистине астрономическую, далеко превышающую тогдашний военный бюджет. (Если бы кто-то подсчитал наши убытки по тем же статьям!). Слишком явная практика хищничества, небрежения интересами потребителя вызвала кризисное состояние в отношениях двух сторон – потребителя и исполнителя (продавца). Америке нужен был Нэйдер…

Он, в частности, добился того, что фирмы отныне изымают из обращения всю партию недоброкачественного товара, даже если речь идет об автомобилях и их выпустили сотни тысяч. Если дефект доказан, то изготовитель обязан устранить его, возместить, по желанию, стоимость, компенсировать причиненный вред в полном объеме.  Ясно, что эффект подобная практика оказывает отрезвляющий!

Нэйдер «бил в корень». Под его давлением компании оказались вынужденными вводить в состав директоров представителей общественности. Он стал агитировать страну за внедрение новых принципов ответственности компаний перед обществом, например, изъятия у них лицензий на право заниматься хозяйственной деятельностью, т.е. полного закрытия, если на них поступило много жалоб от потребителей… Закон и только Закон!

Возникла широко разветвленная сеть юридических фирм, выступающих в интересах общества. Каждый американец получил возможность бесплатной консультации, правовой помощи. Ведущую роль на новом витке консюмеризма стали играть юристы. В основном молодежь, готовая за умеренную плату или вовсе на общественных началах  помочь людям, особенно небогатым, принять участие в расследовании, выступить в суде.

Ральф Нэйдер перетряхнул не только корпорации, Но и аппарат государственного управления. Защищает  ли он потребителя, что конкретно делают федеральные регулятивные агентства, призванные контролировать бизнес?

 «Нэйдерс рейдерс» — так окрестила печать молодых юристов, которые в каникулярные месяцы совершили беспримерный рейд. Пользуясь законом о свободе информации, они проникали в учреждения власти, поднимали архивную пыль, брали дотошно интервью у чиновников. Нэйдеровские отчеты по результатам рейдов были обнародованы, на них часто ссылалась печать, они вошли в историю. Пришлось многое поменять в работе аппарата, активизировать применение санкций против фирм, нарушающих законы и правила, вплоть до применения уголовных преследований, не говоря уже о штрафах, запретах.

А почему бездействует Конгресс? Кто им вообще управляет? Была проведена тщательнейшая проверка, опубликована разоблачительная книга, названы подкупленные люди, бездельники, лишившиеся поддержки избирателей, слишком явные покровители корпораций. С тех пор действует общественная организация «Страж Конгресса», критики которой побаиваются, благоволения которой ищут. Вполне в духе наших мечтаний! Корпорации и аппарат попали под неусыпный общественный контроль. И не любителей, конечно, — профессионалов!

Бизнесмены поняли: пора разбирать воздвигнутые против потребителей баррикады. Быстрее всех откликнулись старые, богатые, прозорливые компании, способные позволить себе маневр, отказаться от части прибылей, чтобы потом заработать больше.  Они старались себя рекламировать в образе «лучших друзей потребителей», надеясь, что завоеванная ими позитивная репутация в глазах общественности прибавит им покупателей, поможет выиграть битву с конкурентами, с теми, кто не успеет перестроиться. И началась борьба: кто первый?                                            

Если раньше рядового человека душила непробиваемость стены, воздвигнутой вокруг себя сверхгигантскими фирмами,  их «анонимность», недосягаемость для критики, всевластие, теперь кое-какие двери распахнулись, началась конкуренция за то, кто лучше обслужит, кто больше поможет, кто сильнее уступит потребителю. Изменилось лицо рекламы товаров таких фирм: больше полезной информации и деловых сведений, а не пустые фантазии и обещания. Теперь можно узнать правду о товаре.

Или, скажем, в течение первых четырех дней (США, прим. Ред.) после покупки товара он вам просто разонравился. Пожалуйста, его легко примут обратно!

«Революция потребителей» удалась, реформы за собой она повлекла значительные. Отныне ни одна фирма не может обойтись без изучения консюмеризма. Потребитель перестал быть бесправной фигурой, эксплуатируемой бизнесом. Юристы в Америке – представители самой престижной профессии. Как и врачи. Люди в этой стране исходят из того, что нет ничего дороже жизни, трудоспособности, здоровья и свободы, чести, защищенности в своих профессиональных, этических, имущественных интересах. И за это не жалко заплатить, обращаясь к дорогим наилучшим специалистам. Каждый серьезный шаг выверяется с юристом… Труд его оценивается очень высоко! Но многое, слишком многое ему приходится делать для людей богатых и слишком мало – или ничего – для бедняков. Хотя именно последние нуждаются более всего в социальной защите.

Пример Ральфа Нэйдера всколыхнул юристов. Появилась возможность отдать силы правому, благородному делу. Пусть значительно меньшее вознаграждение за труд, не беда… Появилась как бы альтернативная юриспруденция, где можно сделать «добрую» карьеру, выступая защитником интересов общества, действуя «по совести», на благо людей. Вот почему многие юристы, особенно молодые, идут к Нэйдеру: обрести опыт, проявить себя…

Они изучают практику различных злоупотреблений, допускаемых корпорациями и бюрократическим аппаратом, и продолжают «набеги», работая в «Центре по изучению ответственного применения закона».

Сто сотрудников и 200 тысяч активистов – это штат и наличная сила организации «Гражданин-общественник». Согласно уставу, она «обеспечивает граждан правовой защитой по самым острым жизненным проблемам ценой наименьших финансовых затрат, действуя с помощью добровольцев, сохраняя самый низкий уровень стоимости услуг и привлекая  к работе преданных делу профессионалов, готовых трудиться долгий рабочий день за скромную зарплату».  Это – своеобразная адвокатская контора, выступающая в судах и перед органами власти от лица «общества в целом». В результате рождаются серьезные исследовательские  материалы разоблачающего характера – против местных корпораций, органов власти, если те действуют вразрез с интересами потребителей. В судах  возбуждаются против нарушителей дела; в прессе развертываются газетные компании на основе полученных экспертных данных; практикуются пикеты, демонстрации… Участники этого движения поддерживают тесную связь с родственными ему – профсоюзным и экологическим, молодежным и женским, с группами бедняков и « за выживание », потому что интересы этих групп и слоев смыкаются.

Ральф Нэйдер – это новая эра в развитии прав потребителей. Нет более грозного защитника прав потребителей.

Нужен ли Украине свой Ральф Нэйдер? Нужна ли Украине, в условиях тотального обмана, обсчета, обвеса, непредставления полной и достоверной информации, несоблюдения условий договоров и нормативных актов, надувательства потребителей на всех уровнях (в том числе и государственном), подобная личность?

Я бы очень хотел, что бы каждый потребитель задумался над этим вопросом. И пусть хотя бы попытался перестать быть серой и покладистой жертвой нарушения прав, попытался стать на путь непримиримой борьбы в защиту прав потребителей. Его дорога – верная, а я такому – союзник.

А. Ряснянский.

Загрузка…