Не посадят, так деньги заберут

Правоохранители и правозащитники рассказали о рисках и выгодах от мартовских изменений в Уголовно-Процессуальный Кодекс

фото интернет

Вокруг изменений в Уголовно-Процессуальный Кодекс,  недавно принятых парламентом, идут жаркие споры. Пресс-конференция в пресс-центре «Харьков Today» собрала представителей разных точек зрения по этому поводу. Правозащитники по большей мере критиковали новаторство. Правоохранители (кто бы сомневался) всячески уверяли – это благо.

С самого начала кампания по изменению процессуального законодательства проходила под «знаком» Януковича и Ко. Инициаторы утверждали, что это упростит прокуратуре заочное привлечение к ответственности «бывших» и приблизит светлый миг конфискации их нечестно нажитых активов. Противники изменений считали иначе. Они опасались, и опасаются, что вместо беглецов новое законодательство ударит по всем украинцам. Неофициально его уже назвали «законом о заочном осуждении».

Суть изменений такова: лица скрывающееся за границей Украины более полугода могут быть осуждены заочно. То же касается временно неподконтрольных территорий, зоны АТО и оккупированного Крыма.  Даже если сейчас посадить новоиспеченного «ростовчанина» не выйдет его имущество будет конфисковано. А сам экс-президент и его друзья, будут отправлены в «суровую школу жизни» при первой возможности. Без лишних формальностей. Та же печальная участь ожидает их в случае посещения европейских стран подписавших соответствующие соглашение. Звучит очень вдохновляюще. Но…

Но, правозащитники опасаются, что прокуратура будет использовать эти изменения для давления на граждан. Ведь теперь по закону до 18 месяцев увеличен максимальный срок содержания под стражей. А срок ознакомления с материалами досудебного следствия не засчитывается в срок досудебного расследования.

В прокуратуре поспешили успокоить общественность:

— Все данные изменения коснутся только крайне тяжелых преступлений направленных против государственной безопасности. В том числе дел по коррупции и терроризму. На самом деле осудить заочно – очень непростой процесс! Нужны разрешения нескольких инстанций. Такие случаи рассматриваться предельно тщательно и скрупулёзно, — говорит Иван Тарасов начальник одного из управлений прокуратуры Харьковской области.

Прокуратура заверяет: заочное осуждение и спецконфискация угрожает только государственным преступникам, террористам и «крупным» казнокрадам.

На самом деле история данных изменений Уголовно-Процессуальный Кодекс берет начало еще в 2014 году. Ее корни уходят в «драконовские» законы 16 января. Также изменения вносились в 2015 и 2016 годах.

— Не нужно делать законодательство «под себя». Потом его могут использовать и против тебя. Генеральному Прокурору Юрию Луценку стоит помнить об этом. Я считаю, что у нынешних изменений есть масса недостатков. Теперь закон может послужить инструментом для ограничения прав и свобод украинцев, — говорит Андрей Черноусов ведущий эксперт Харьковского института социальных исследований.

В прокуратуре его мнение естественно не разделяют. Но уверены изменения 16 марта не последние. Закон будут менять и дальше, чтобы получить эффективное орудие против беглых государственных преступников.

Не смотря на опасения правозащитников, стоит отметить, что заочное осуждения пока и вправду не слишком действенно. В Харьковской области был вынесен только один подобный приговор – 3 года тюремщику Юлии Темошенко. На рассмотрении еще 16 дел. Предварительно, в 2017 году харьковской прокуратурой планируется открыть еще 10 подобных производств.

Загрузка…