«Нові українські роботи» уже в Харькове

В «Книгарні Є» состоялась презентация книги Олега Шинкаренка.

фото insidernews

Это была первая презентация в Украине. До этого книга побывала в Вене, Праге и Братиславе, но украинский читатель познакомился с книгой только вчера. На встрече с писателем фигурировало два романа – «Кагарлык» и «Новые украинские роботы».  Сам писатель комментирует название первого романа так:

— Кагарлык, я решил написать тогда, когда мне понравилось само слово Кагарлык. В процессе написания выяснилось, что источников написания очень много. Например, выяснилось, что Жан Клод Ван Дам, посетил Кагарлык в рамках рекламной предвыборной кампании Александра Онищенко. Как выяснилось позднее, когда роман был уже практически написан. Визит Ван Дама в дом культуры Кагарлыка идеально совпадает с концепцией моего романа.

Сама же концепция, по выражению автора, Олега Шинкаренко, заключается в борьбе «людей прошлого», которые держаться за прошлое, с людьми, живущими в настоящем времени. Для реальных жителей Кагарлыка, Ван Дам серьезная, культовая персона, в том числе в социокультурном плане. В то время как его время прошло, оно осталось в 80х — 90-х годах прошлого века. То есть реальные жители Кагарлыка, их время, оно отличается от времени в котором живет весь мир, и проблематика сообщения между миром и Кагарлыком и лежит в основе романа. Но Кагарлык это уже вышедший роман, с которым его целевая аудитория, так или иначе познакомилась. На повестке дня, все же, «Новые украинские роботы». Роман вышел через два года после «Кагарлыка» но работа над ним началась еще в 2008 году.

— Тогда я приблизительно написал процентов двадцать романа. Но я тогда не знал, как его в общем… Как ухватить его драматургическую основу. Тогда я хотел написать роман про борьбу роботов с людьми. Как она могла происходить эта борьба, на чем она должна основываться, я тогда не знал. И понял я это только в 2015 году, через семь лет, когда все события произошли в Украине.

По словам автора, он не представлял, что будет так, что произойдут все те печальные события последних лет, что война станет реальностью. Критики отмечали, что это все предвосхитило свое время. Таким образом будущее из романов Олега Шинкаренко двинулось в настоящее, принося агрокибер-панк в нашу действительность. Определение жанра является авторским. Причина того, что это не обычный киберпанк лежит в том, что киберпанк имеет свои исторические корни в США, где были все условия для его возникновения, где этот жанр и приобрел своего читателя и явился миру. Именно новое, а не старое, по мнению писателя, волнует западную публику, европейского читателя. А так, как Украина твердо демонстрирует курс на евро интеграцию, именно на их вкусы следует ориентироваться. Но для Украины актуальными являются несколько иные темы. Темы национальной идентификации, становления государства, вечные темы «Кто мы и откуда пришли». Европейская литература подобными вопросами задается редко.

— Современная украинская литература загрузла буквально в архаизмах и эту тенденцию, как мне ни жаль, создала Оксана Забужко, своим романом «Музей покинутих секретів». Так я обратился к одному из издателей украинских, спросил у него. Он мне ответил «Мне нужен текст, в котором дед Степана Бандеры бился с москалями, отец Степана Бандеры бился с москалями, сам Бандера тоже с москалями, потом его дети сражались с москалями, а потом внуки Степана Бандеры победили на Евромайдане. Таких романов сейчас пишется огромное количество они как на конвейере выходят. Про вот эту архаику.  Пишут о том, что было 100 лет назад. И вот эта София Андрухович с её романом «Феликс Австрия».

Романы, о которых говорит Олег Шинкаренко, расходятся большими тиражами, они уверенно входят в когорту элитарной литературы, противопоставляя себя литературе массовой. Оксана Забужко – культовая украинская писательница, преподававшая в Гарварде и в Питсбургском университете как приглашенный писатель. Эти романы интересны и западному читателю, и судя по реакции на них, также являются весьма актуальными. В литературе всегда найдется место различным её жанрам, и борьба футуристов с сентименталистами и историческим жанром широко известна. Красота в многообразии.

 

Загрузка…