Завод, которого нет…

Гигант мирового танкостроения имени Малышева в обозримом будущем может стать кучей мусора и битых кирпичей. Бывшая гордость «оборонки». В стране, которая находится в состоянии войны с бывшим «братом». В стране, где каждый официально зарабатывающий деньги гражданин платит военный сбор — налог, введенный в 2014 году для финансирования Вооруженных сил Украины. Ставка военного сбора составляет 1,5% от начисленной заработной платы.

Мы можем много чего рассказать о состоянии этого «закрытого» предприятия, которое с 19 января 2011 года является одним из предприятий ГК «Укроборонпром».

Но начнем, пожалуй, с самого ценного и дорогого – с людей. В лучшие времена на заводе работали тысячи человек – в 1990 на харьковском предприятии насчитывалось порядка 6000 сотрудников. Сегодня – практически вдвое меньше.

В истории предприятия были разные периоды от расцвета, когда каждый сотрудник получал одну из самых высоких зарплат в стране, когда базы отдыха предприятия было не стыдно показать заезжим гостям из-за рубежа, до нескольких лет запущенности и почти полной остановки производства. Кстати, о конверсии, именно таким заумным словом в конце 80-х начале 90-х назвали первую попытку перепрофилирования производства. Тогда по решению партии и правительства начали робкие попытки отказаться от производства оружия и механизмов уничтожения себе подобных, заменив их на продукцию гражданского назначения. В арсенале малышевцев появились разработки собственного КБ, одного из лучших в мире проектировщиков танков. Именно тогда рассматривались возможности выпуска мотоциклов, комбайнов, минитракторов, кастрюль и прочего… В итоге, начали производить кастрюли, но в связи с продовольственным кризисом отказались и от этого — в кастрюли просто нечего было класть… История у предприятия долгая и интересная, вот только кажется и она подходит к концу.

Годы независимости Украины ознаменовались для завода не только поражениями на «всех экономических фронтах», но и новыми разработками боевых машин, которые стали одними из лучших в мире. Предприятие выигрывало тендеры на поставку танков в различные страны, подписывались контракты, они даже выполнялись, невзирая на скандалы, спровоцированные конкурентами.

На сегодняшний день у завода очень «грустное лицо». Денег практически нет, заказов — ниже минимума, зарплату рабочим платят с задержкой в несколько месяцев. По плану санации предприятия, а проще говоря, плану выведения завода из состояния банкротства, долги перевалили за 1,7 млрд. гривен.Это зафиксированая в Хозяйственном суде Харьковской области задолженность перед кредиторами в деле о банкротстве. Каждый новый день приносит новые накопления задолженности и новые долги перед поставщиками материалов, электроэнергии и зарплатам. Уже и новые не выплаченные обязательства приблизились к заветной цифре в миллиард гривен.

Задержки с выплатой зарплаты привели к тому, что народ начал разбегаться с завода. Только за половину текущего календарного года с завода уволилось более трехсот человек. Кстати, и эти люди зачастую увольняются со скандалами, так как не могут вовремя получить свои законные расчетные. Некоторые не могут оформить пенсии: приходит такой человек в пенсионный фонд, а ему говорят: пардон, но ваше предприятие не платило пенсионный взнос три или четыре месяца, а потому у вас не хватает до положенного трудового стажа вот этих самых месяцев.

Но у генерального директора есть что возразить! Завод будет работать в три смены! И вот тут он не соврет, а лишь слегка слукавит. Третья смена состоит из… внимание, внимание! — аж из пятнадцати человек! И никакой погоды в производстве эта третья смена в общем-то не сделает. Неравнодушные люди из числа сотрудников завода говорят,
что можно оптимизировать эти самые рабочие смены. Например, перевести предприятие на 3-4 дневную рабочую неделю. Эти действия уменьшат нагрузку на фонд оплаты труда, оптимизируют производство и, конечно же, сэкономят оборотные средства.

Таким же образом в свое время поступили на соседе –гиганте «Турбоатоме», что позволило предприятию держаться на плаву.

Однако у господина Василия Крыласа весь его талант руководителя направлен не на выход из критической ситуации, а на приписки в отчетах перед руководством «Укроборонпрома». Причина проста — он получает выплаты в виде премий со счетов концерна, а не завода. В общем, своя рубаха ближе к телу. Ведь куда важнее позаботиться о своем благополучии, чем о деятельности предприятия.

Кстати, для выполнения контрактов по производству танков «Оплот» на место уволившихся заводчан были приглашены спецы с других заводов, в количестве 18 человек. Их «денежное довольствие» было определено гражданско-правовыми договорами, выплачено вовремя, а его сумма значительно превышала размер зарплаты малышевцев. Вот только одно маленькое НО! Работу этих спецов пришлось в большей степени переделывать работягам, которые еще остались трудиться за мифическую и нищенскую зарплату.

«Трудовые подвиги» руководства и зарплаты рабочих это только одна из многочисленных проблем завода. Есть еще более страшные вещи, которые ведут предприятие к гибели. Но об этом в наших следующих материалах.

Загрузка…