Дорога на север

фото Insidernews

Всего несколько дней прошло с тех пор, когда наши войска освободили приграничные населенные пункты. Всего несколько дней после…

По ближайшим к Харькову поселкам и раньше, после первого контрнаступления, когда врагов отогнали от окружной, Северной Салтовки, Рогани нельзя было проехать без содрогания. Ужас и боль, душераздирающие надписи «Люди» или «Дети» на воротах домов посеченных осколками и пробитых пулями насквозь, упавшие столбы и воронки, одним словом «наследие войны», все это стало если не примелькавшейся деталью ландшафта, то уж точно – новой реальностью этих сел и поселков.

Отремонтированная перед войной дорога на север Харьковской области проходит мимо тех зданий, где еще вчера шли ожесточенные бои. Там еще несколько дней назад взрывались кассетные боеприпасы, фосфорные снаряды, свистели пули крупнокалиберных пулеметов… Сегодня здесь тихо, по осеннему уныло под накрапывающим дождем и очень пусто. Местных жителей практически не осталось, редкие посты наших солдат и бездомные животные, но именно о них, о котах и собаках придется сказать позже.

Заканчиваются «давно» освобожденные населенные пункты, проезжаем места вчерашних боев, с исковерканными, разваленными коттеджными поселками и въезжаем на места вчерашней оккупации. Первое что бросается в глаза сожженные автомобили. Не машины, в которых могли передвигаться военные, а давно, еще в феврале  этого года сгоревшие гражданские иномарки. Скорее всего, именно на этих автомобилях пытались уехать от русских оккупантов местные жители на подконтрольную Украине территорию. Что пошло не так, где теперь владельцы и пассажиры этих машин, живы ли они – не известно.

Немного «дикой местности» и впереди взорванный мост через небольшую речушку. Возле него украинские солдаты, которые наладили переправу через реку, а точнее крупный ручей. Пока весь транспорт ползет по этому мостику, но строители уже наводят переправу в нескольких метрах от трассы, делают съезды и даже асфальтируют путь к новому мосту. Еще пару километров и мы проезжаем крупный поселок, центр объединенной общины из нескольких сел приграничной полосы. Поселку досталось и в первые дни полномасштабного вторжения, по нему стреляли ВСУ, в нем «квартировали» русские военные, мобилизованные из так называемых Л/ДНР. В общем, удручающее зрелище. На улицах этого села довольно много людей спешащих по своим делам, есть полицейские, военные, сюда уже приехали представители Красного Креста, идет разминирование. По словам местных жителей, очень сильный обстрел был в первые минуты этой войны. Тогда в поселке разрушили электроподстанцию (до сих пор нет света), нарушили работу других систем жизнеобеспечения… Но русские войска очень быстро вошли и «кто не успел, тот опоздал». Считанные единицы смогли «прыгнуть в машины» и помчаться в Харьков, для оставшихся дорога в Украину превратилась в одиссею, о которой еще напишут книги. Людям, для того чтобы не остаться под оккупацией, пришлось выезжать через территорию россии в Польшу, страны Прибалтики, Финляндию, а уж оттуда ехать на Родину, в более спокойные области.

Одна из основных проблем всех местностей оказавшихся в зоне ведения боевых действий или рядом – брошенные животные. В интернете полно историй о том, как наши бойцы «удочеряют» собачек и кошечек, но практически нет, ни слова о том, что с остальными животными. Ко мне подходили местные жители, задавали разные вопросы как им быть дальше, но половина этих вопросов звучала примерно так:

— А нельзя ли перестрелять собак? Это сейчас их несколько десятков, а через восемь месяцев их станут сотни, они собьются в стаи и нам будет страшно выйти из дому…

Некоторое количество брошенных зверей, кроме наших солдат, забирают волонтеры, стараются пристроить их в семьи, но это лишь малая часть тех собак и кошек, которых бросили «счастливые» любители животных.

Но вернемся к дороге. После крупного, центра общины, местами асфальтированный путь, проходит мимо полей плотно изрытых окопами, которые поспешно спасаясь, бросили «воины» рф. Есть блиндажи, где до сих пор сохнет постиранная в полевых условиях форма Северного Флота. Они так бежали, что бросили все от оружия до подштанников… В чем они оказались в своей стране болот и мошкары остается только догадываться.

Поля, между которыми вьется дорога – это самое печальное из зрелищ. На первый взгляд ничего не бросается в глаза, но чуть присмотревшись, начинаешь понимать, что все заброшено, пришло в запустение. Там где в прошлом году колосилась пшеница, рос подсолнечник, стеной стояла кукуруза заросли бурьяном вперемешку с самосевом прошлогодних культур. Вот именно после вида пустых полей, брошенных огородов, бродячих собак начинаешь понимать глубину мерзости и гнусности тех людей, которые развязали эту войну, пришли «освобождать» Украину, а по сути, оккупировать и поработить. Вот только не могут они ничего другого кроме как разрушить «до основанья», а затем наступает голод, холод, разруха и «чувство глубокого удовлетворения» политикой правительства россии.

Продолжение будет.

Напоминаем коллегам, публикация текста целиком или частично, фотографий только с разрешения редакции.

Загрузка…