Райнин — смысл и назначение…

Этот текст не претендует на глубокий анализ аппаратных игр или точность прогноза ситуации. Это — мнение, и как любое мнение вполне себе субъективное.

Итак, предлагаемые обстоятельства. Руководитель Администрации Президента Б. Ложкин ушел с должности, а его место заняла его же креатура — И. Райнин.

Казалось бы — и что? Обычные перестановки бюрократов в высших эшелонах власти. Так-то он так, но не совсем.

Повспоминаем для, так сказать, расширения исторического контекста.

2014 год, угроза государственности, Харьков рассматривается северными интервентами как базовый регион, а сам город как столица гибридной «новороссии». Здесь прошел сепаратистский съезд, здесь прятался Янукович перед побегом, здесь в конце концов создан оплот антимайдана и пророссийских сил во главе с Добкиным, Кернесом и Жилиным. Ремарочка — только последний объявлен в розыск, а два первых весьма удачно интегрировались во власть в нынешних обстоятельствах.

В этот период пост председателя ХОГА занимает Игорь Балута, начальником регионального управления МВД Анатолий Дмитриев, руководителем областного СБУ назначен М. Кубрицкий, но вскоре на его место зашел Александр Пивовар. Следует также отметить, что область лично курировал министр МВД Арсен Аваков. Данная конфигурация и создала ту необходимую движущую силу, которая кардинально изменила ситуацию в городе и области. За 2014 год данная команда отстояла вместе с проукраинскими активистами украинскую государственность в области.

И при чем здесь Райнин, спросите вы? Да ни при чем. В этот момент наш герой находится на позиции первого вици-. Занимается экономикой, а точнее цифрами, отчетами etc. Дело конечно нужное, особенно когда штурмуют ХОГА, губернатор чаще бывает на передовой, чем в кабинете, а реваншистские силы мутят воду в регионе.

Но, видимо, в Харьковской области мало адреналина, и Игорь Львович осенью 2014 покидает Харьков, чтобы Родину защищать в коридорах АП. Дальше история разворачивается странным образом. Все мы помним отставку И. Балуты, и представление на должность Райнина. Все это происходит в начале февраля 2015. По собственной информации InsiderNews Игорь Райнин не являлся креатурой Арсена Авакова, и пост свой получил благодаря личным связям в АП (вот здесь и возникает фигура Б. Ложкина, который напрямую причастен к карьерному взлету Игоря Львовича).

Так начинается период Игоря Райнина как председателя ХОГА. Чем славен путь нового губернатора? Начался этот период трагически — с теракта 22 февраля, в результате которого погибли люди. Понятно, что это не вина губернатора, но запретить шествие, вплоть до судебного решения, администрация могла. По крайней мере так действовал предшественник Райнина: в случае повышенной террористической угрозы Балута через суд запрещал массовые мероприятия активистов.

После трагедии началась комедия. Информпространство заполонили сообщения и заявления, где слова «жестко», «достигли» и «добились» мозолили глаз. Цифры о достижениях, рейтинги и прочая «перемога», по замыслу авторов пиар-кампании должны были убедить население в том, что Райнин лучший губернатор в мире. Только вот население упрямо не хотело в этом убеждаться. Отсюда делаем вывод, что послания адресовались не населению, а отдельным лицам, населяющим отдельные, но весьма влиятельные кабинеты. А вот с журналистами и общественниками как-то не сложилось. Да собственно это ведь и понятно, всем внимание уделять, работать будет некогда!

Но, все это цветочки, и все это можно было бы списать на особенности личного стиля. Ягодки поспели на политическом фронте.

Не секрет, что Харьков, и во времена оны, да и после Революции был городом биполярным с точки зрения политического влияния. Были «регионалы» и были демократы или точнее национальные демократы. Между ними всегда существовали непримиримые противоречия. Демократы объединялись вокруг самого харизматического тогда оппозиционного политика области Арсена Авакова, а «регионалами» руководил тандем Кернес-Добкин.

После победы Революции, при губернаторе Балуте, и при активном влиянии на ситуацию в регионе Арсена Авакова, борьба продолжалась. Противостояние по логике должно было закончится разгромом «регионалов». Во-первых, отметим массовый исход из Партии Регионов, во-вторых, уголовные дела которые были возбуждены против чиновников горисполкома (например, ситуация с Яковлевым, начальником управления ЖКХ), в-третьих, следует учесть непримиримую позицию ХОГА-2014 к горсовету имени Кернеса. Но вся эта напряженность резко заканчивается с приходом Игоря Львовича.

Конструктивность подхода поражает. Закрыты уголовные дела против коррупционеров горисполкома. Наблюдается небывалое единение между чиновниками города и области. Райнин заявляет, что де он вынужден работать с мэром, так и хочется сказать «на благо всех харьковчан, в рамках действующего законодательства», при этом отрицая любое политическое сотрудничество. В свою очередь хитрый Кернес, также подтверждает взаимопонимание и совместную работу с новым председателем ХОГА, случайно или намерено опуская политическое взаимодействие. И несмотря на отрицания и умолчание, это взаимодействие есть.

Для начала несколько цифр, так любимых Игорем Львовичем.

Выборы в ВР 2014 года. Больше всех набрал Оппозиционный блок, что для Харьковской области типично, но есть одно значительное «но». Впервые в Харькове и области демократические силы суммарно набрали больший процент, чем экс-регионалы и коммунисты вместе взятые. У БПП в 2014 году при этом — 15%.

Теперь посмотрим на выборы 2015 в местные советы. Харьковский городской совет — тотальное преимущество экс-регионлаов канализированных в проект Відродження (Г. Кернес) — 67,86%, демократические партии вместе с БПП — 23,81 (% БПП — 8,33%), Наш край — 8,33%. Харьковский областной совет: суммарно «экс-регионалы» — Відродження и Оппозиционный блок — 57,5%, демократические партии (вместе с БПП) — 33,34%, и Наш край (А. Фельдман) — 9,17%. Последний проект реально странный: спроектирован в АП, а в среде его народ разношерстный. Итого суммарно по региону в целом — город и область: регионалы — 62,68%, демократические партии (вместе с БПП) — 28,57%. При этом Наш край в областном и городском советах следует все же отнести к «экс-регионалам». В целом, картина маслом — мы вернулись в ситуацию дореволюционную, когда условно «прорегиональный»электорат (ПР + КПУ) составлял 65%, а демократический 35%. БПП по области и городу — 12,4%. Перемога?

Стоит ли после этого сделать какие-то выводы. Пожалуй, стоит. Чиновник от Президента, позиционирующего себя как лидера промайданного, проукраинского и демократического, фактически объединился с врагами Майдана, с теми, кто недавно был за Таможенный союз, да и вообще являлись соратниками беглого Януковича. Если кто-то сомневается посмотрите на результаты выборов в Мерефе. Все, кто прошел от БПП в совет — люди одиозного В. Ситова, «экс-регионалы». Теперь будем наблюдать синхронное голосование Відродження и БПП.

Ну и в завершение, собственно, о смысле и назначении. Или о смысле назначения.

Злые социологические языки утверждают, что Петр Алексеевич не проходит даже во второй тур. И обвинять стоит в этом национально демократический и патриотический электорат в основном правобережной Украины. С другой стороны «пострегиональный» электорат, оставшийся фактически безхозным манит своей послушность. Особенно эта послушность привлекательна на Юго-Востоке. Возможно, именно этим объясняется назначение Игоря Райнина на пост главы АП, с перспективой построить новую электоральную нишу с помощью бывших?

Что же касается Харькова, посмотрим, что скажет еще один значительный игрок — Арсен Аваков. Потому как, если останется все как есть, то область сдали без боя Кернесу, и все труды Арсена Авакова, Игоря Балуты, Александра Пивовара, активистов, общественников напрасны.

Андрей Лукашев, политический обозреватель

Загрузка…