«Тайны» харьковского цирка

фото Insidernews

В цирке и вокруг него, как в зеркале отражается вся наша действительность. Здесь есть свои правила и свои лидеры, есть дружба и ненависть, но есть самое главное – любовь. Любовь к своей профессии, к своим «цирковым», а не циркачам как называют некоторые артистов цирка, любовь к арене, к тому непередаваемому запаху цирка, который в каждом уголке огромного здания свой. Так, в фойе пахнет праздником и попкорном, в конюшне стоит устойчивый запах сена, в львятнике непривычно пахнет кошкой, домашней кошкой. Уютом и ностальгией, традициями и праздником, с легким привкусом кофе пахнет кабинет старожила харьковского цирка Леонида Спектора. Основатель цирковой династии, дети которого, а теперь и внуки посвятили себя, свою жизнь искусству манежа, до сих пор в строю. Без него невозможно представить себе харьковский цирк.

— Это все мое! – говорит, вдыхая полной грудью запах необычной конюшни, Андрей Спектор, сын легендарного инспектора манежа «дяди Лёни». – Я не представляю жизни без вот этой конюшни, без лошадей и пони, без моих мальчиков (в харьковском цирке только жеребцы). Все они со мной практически с рождения, я их брал жеребятами, растил. Каждый из них — кусочек меня.

Ухоженные кони это не просто оборот речи, шерсть у цирковых артистов такая, что когда ее гладишь, кажется, будто коснулся мягкой бархатной ткани. Все гривы расчесаны, копыта «обслужены» и взгляд у коней не добрый и не грустный – он ласковый. Животные настолько привыкли к людям, настолько им доверяют, что могут совершенно незнакомому человеку с фотоаппаратом положить голову на плечо и потереться об него как домашняя кошка. Кстати, цирковые кони не подкованы! Им просто негде сбивать копыта.

Следующим нашим пунктом «программы» стали хищники. Сегодня в Харьковском цирке живут шесть львов, настоящих львов! с настоящими когтями, зубами, гривами и прочими атрибутами львиной «конструкции». Эти ласковые кошки, точнее коты, потому что в этом джазе только мальчики, спят как и в природе 22 часа в сутки. Вот только в отличии от «природных условий» в которые их хотят загнать так называемые зоозащитники они вместо 10-12 лет живут больше 18, и продолжают выступать. Кстати, зоопсихологи по всему миру считают, что животных семейства кошачьих невозможно заставить что-то делать! Без жестокости и насилия, мотивируя каждое животное в виде игры выполнять только такие действия, которые не вызывают у него негативных эмоций, именно так можно найти взаимопонимание с любыми животными. Что поразило в цирке, так это внешний вид разбуженных животных. Их никто не готовил к встрече с прессой, за ними просто следят, любят и лелеют. Ухоженные гривы, отсутствие зловония в «квартире» львов, чистые помещения – все производит впечатление. А самое главное – абсолютно спокойный «папа» этих кошек Алексей Пинко, к которому они идут приласкаться, потереться показать свою любовь.

Пока мы ходили по цирку и знакомились с его атмосферой, львов вывели на репетицию. «Тренировки» проходят на арене, естественно при пустом зале, и что также естественно при соблюдении необходимых мер безопасности. Все таки – хищники! В общем, к моменту репетиции мы не успели, только самый молодой из всех львов по кличке Слэш, отдыхал после работы посредине манежа.

Не так давно в харьковском цирке сделали косметический ремонт в фойе, за много лет привели в порядок стены, полы, потолок, восстановили гардероб. На одной из стен создали инсталляцию  по фотографии из коллекции Леонида Спектора. Две легенды мирового цирка Юрий Никулин и его партнер Михаил Шуйдин что-то объясняют местной легенде, тогда еще молодому инспектору манежа дяде Лёне… Мировые легенды поместились на стене, а наша легендарная личность предпочитает позировать рядом, восстановив, таким образом, саму фотографию.

Цирк, даже при таком внеплановом, безбилетном посещении оставляет ощущение праздника, того праздника о котором говорил Э. Хемингуэй – праздника который всегда с тобой.

Загрузка…