Указом президента Украины было принято решение «о праздновании 500-летия со дня реформации христианской католической церкви» Мартином Лютером, немецким новатором-реформистом, бросившим вызов папству, посягнувшим на незыблемость авторитетов, превознесшим логику как высшее мерило истины и оправдание человеческой веры… Все это было ровно 500 лет назад…А по большей мере , воз и ныне там в вопросах «логики» , « истины» и самой « веры»… Слушая на конференции , что состоялась на площадке медиа-центра «Kharkivtoday» , представителей протестанских церквей ясно чувствовалось, что люди не выходят из своего привычного ролевого формата харизматично-правильных наставников жизни, поборников материалистов-еретиков и взлелеянных избранников божьих , несших «истинную веру» чадом непросвещенным , засоренным ежедневными насущными проблемами , в общем , недалеким…
— Вот, насколько жутко слушать политика без бога в сердце, не уверовавшего, не принявшего господа нашего…и как он враз преображается, как только истинная вера коснулась его,- с каким надрывным дрожанием голоса, красноречивым запалом, излагал это старший пастор Харьковской Христианской Церкви Петр Коваленко.
Мельпомена из уличных и трактирных помостов сместилась в вооцерквленные институты. И для празднества веры над разумом будут открыты особые культурно –увеселительные площадки с привлечением одухотворенных певчих (Дарина Коганжи), скоморохов, ряженных
…Ярмарочные дни обещают быть религиозно насыщенными, с экспансивными проповедями и с явным новым покосом невоцерквленных, заблудших младых душ, все так же по наивности своей ищущих правды и справедливости. Так, по крайней мере, обещал нам Игорь Галенко…,- куратор творческого отдела оргкомитета Р500. Иначе ж, на кой фиг все это буйство красок, искаженные экстатическим припадком маски пасторов, и вся эта руладная тембральность уже и в обыденно-повседневной речи, не говоря о проповедческо- хоральной. Вся эта нарочитая пятитезисная реформация «оправдания верой» Qunique sola играется как «война священная» против инаковых , не уверовавших, не помазанных…И не важно , что попираются истинные тезы лютеранской реформации: никакой церковной опеки над совестью и верой , кроме как оценка и наставление разума. И что истинная вера приходит к человеку пытавшемуся всем разумом понять, что есть божественное… Главное, что за любой верой экспансивного формата всегда реет оттиск безупречного «auto-da-fe» …
Сев. Лиля